Многие считают, что учить иностранные языки намного легче в детстве. Такое суждение звучит вполне убедительно. Но так ли это? Часто бывает, что в школе кому-то изучение английского языка дается с трудом, несмотря на юный возраст. Но эти же дети, повзрослев, вдруг с радостью принимаются знакомиться с новой языковой культурой, причем им это хорошо удается. Всё потому, что у взрослых тоже есть масса преимуществ, которыми не обладают дети.
В этом материале мы и расскажем про разницу в освоении новых языков у людей разных возрастов.
Дети
У каждой возрастной группы есть свои преимущества. Например, маленьким детям легче воспринимать новые слова на слух и различать новые звуки. Именно поэтому они очень быстро копируют правильное произношение и интонации.
Неосознанное обучение дошкольникам дается проще: они слушают носителей и просто подражают им. Но такой способ обучения приемлем, если ребенок постоянно проводит время в другой языковой среде, общаясь непосредственно с носителями языка. В ходе одного исследования ученые узнали, что изучение китайского языка длительностью 1 час в неделю у пятилетних малышей не давало результатов. Тогда им решили изменить условия: прибавили еще полчаса времени и на занятия пригласили носителя языка. Это существенно улучшило результаты.
Когда маленькие дети переезжают жить в другую страну, они быстрее начинают говорить на новом для них языке, нежели их родители. Возможно, это обусловлено еще и тем, что потребность в знании иностранной речи у них больше: без этого они не смогут общаться со сверстниками, дружить с ними и т. п.. В этом их отличие от взрослых, которые могут поддерживать общение с носителями родного языка.
Взрослые
На курсах иностранного языка часто можно наблюдать, что взрослые люди сталкиваются с некоторыми трудностями: кто-то больше, кто-то меньше. Но всё же у них освоение новой речи протекает не с той легкостью, что есть у многих детей. Но, тем не менее, нашлись и у взрослых преимущества.
Старшая возрастная группа обладает более совершеннной концентрацией внимания, если сравнивать их с неусидчивыми детьми. Взрослые идут на обучение осознанно, в отличие от ребятишек, которым трудно контролировать мыслительные процессы.
В ходе эксперимента, проведенного учеными Израиля, участникам было дано задание применять одно придуманное правило для новых слов. В исследовании сравнивались три возрастные группы: восьмилетние, двенадцатилетние и взрослые. Так вот, последние показали лучшие результаты, а худшей стала младшая категория участников. Ученые сделали вывод: вероятнее всего, сыграло роль, что старшая группа могла использовать навыки, которые приходят к нам с возрастом. К примеру, среди таких можно назвать умение решать проблемы и опыт изучения других языков, процесс познания собственного родного языка.
Были и другие исследования, которые показывали, что те, кто принимался за изучение английского языка в более взрослом возрасте, усваивали полученные знания быстрее, чем юные ученики. Но есть и мнение, что его грамматику лучше изучать с 10 лет, а потом она дается сложнее.
Итог
Сравнивать взрослых и детей — некорректно. У каждого возраста свои жизненный опыт и образ жизни, знания, навыки (в том числе и речевые), процессы мышления, память и т. д.
Интересный факт
Все люди обладают способностями к изучению языков. С самого рождения мы не умеем говорить и учимся этому, быстро схватывая на слух первую незнакомую нам речь. Самыми решающими для освоения родного языка, безусловно, являются первые годы жизни. Например, детям, которые были заброшены или изолированы от общества и не умели говорить, сложнее было наверстать упущенное.