Психолог рассказала, что делать родителям в такой ситуации
Сегодня все чаще можно встретиться с агрессивным поведением подростка в общественных местах. Мы поговорили с детским психологом Эльзарой Кутя, которая рассказала об основных причинах подобного явления и способах решения проблемы.
Подростковый кризис
По словам Эльзары, формы проявления агрессии бывают разные: это может быть вербальное насилие (ругань, угрозы), физическое насилие (драки), а также пассивное агрессивное поведение (игнорирование, манипуляции).
Может быть несколько причин агрессивного поведения подростков:
Биологические причины: связанны с гормональной перестройкой. В это период, в организме ребенка происходят серьезные изменения. Все чувства обостряются, повышается степень раздражения.
Стили воспитания: например, при авторитарном стиле, который характеризуется сильным контролем со стороны родителей, ребенок часто проявляет протест, ведь в этот период он стремится к самостоятельности в самовыражении. При попустительском типе воспитания, родители физически или эмоционально отсутствуют в жизни ребенка, мало общаются с ним, не интересуются его состоянием и развитием. Ребенок себя чувствует неважным, ненужным. А ведь именно в это время он очень нуждается в поддержке и любви родителей.
Насилие в семье: может являться одним из ключевых аспектов возникновения агрессивности у подростка. Если родители направляют злость и агрессию на него, то этим, в свою очередь, они вызывают аналогичную ответную реакцию с его стороны.
Личностные причины: под ними может скрываться чувство вины, неуверенности в себе, недостаток внимания и понимания.
Внешние факторы: причиной агрессивного поведения может быть сама ситуация или значимый момент в жизни. Например, сильные стрессовые состояния из-за волнения по поводу оценок, тяжелый процесс обучения, неразделенная любовь и т. д.
Корень зла
Что же нужно предпринимать взрослым, чтобы научить подростков экологично проживать и выражать агрессию? Эльзара: «Для подбора способа решения этой проблемы, нужно сначала узнать корень агрессии, ведь каждый подросток индивидуален, и он может злиться и испытывать негативные эмоции абсолютно по разным значимым причинам».
Несколько советов родителям и лицам, занимающимся воспитанием и обучением подростков:
1) Пересмотрите систему воспитания. Сложный момент, но очень важный. Ребенок — продукт воспитания. Поэтому можно смело говорить, что от этого зависит и его поведение.
2) Обучайте эмоциональной грамотности. Необходимо помогать подросткам развивать навыки управления своими эмоциями, выражения их конструктивным способом и решения конфликтов мирным путем. Используйте техники конструктивного диалога.
3) Вербализируйте свои эмоции:
— Прямая: «Мне неприятно такое слышать. А ты что чувствуешь, раз так говоришь?»
— Косвенная: «В таких ситуациях люди обычно обижаются»
— Метафорическая: «Я сейчас, как закипающий чайник..»
— Аргументация: «Я с этим не согласен, потому что…(договор, аргументы)
— Прямое обозначение своих зон возможности и готовности: ‘Вот это и это я могу сделать. Вот это — нет», «Я к такому сейчас не готова»
— Признание своей неправоты или ошибки: «Да, вот в этом вопросе я, правда, был слишком строг к тебе»
— Трансляция ценности, значимости ребенка, заботы: «Для меня важно», «Я все равно тебя очень люблю», «Разреши мне помочь тебе. Я вижу, тебе трудно»
— Предложение альтернатив: «Мы можем сделать так или вот так».
4) Считайтесь с его мнением. Тогда ребенок начнет смотреть на вас по-другому. Речь не об абсолютной вседозволенности, а именно о том, чтобы вместе с ним идти на путь самовыражения, прислушиваться к нему, давать советы, а не нарекания.
5) Проявляйте интерес к его проблемам, даже если для вас они являются пустяковыми. Найдите общие интересы, точки соприкосновения. Это поможет вам сблизиться.
6) Стремитесь к партнерским отношениям. Будьте искренними, открытыми, добрыми по отношению к нему. Подростки часто проявляют безразличие, и родители ошибочно думают, что детям наплевать на них. Это не так.
7) Создавайте условия для проявления «легальной» агрессии. Например, отдайте в спортивную секцию, предусматривающую активное поведение с выбросом энергии.