Вт. Окт 15th, 2024

[ad_1]

Клинический психолог, писатель, телеведущий, член Профессиональной гильдии психологов Михаил Анатольевич Хорс.

— Так что же такое шопоголизм? Заболевание или просто особенность характера? Или, скажем, хобби?

— Сегодня многие позиционируют шопоголизм как лекарство от стресса. Даже некоторые мои коллеги советуют клиентам «пойти пошопиться». И таким образом расслабиться, снять стресс и напряжение. Говорят, что это увлечение, способ провести досуг. Но я уверен, что речь идет о заболевании. Возможно, оно пока не внесено в международный классификатор болезней, но это однозначно определенное расстройство психики.

Даже само слово, если посмотреть на него невооруженным взглядом, словно «сигналит» о болезненной природе страсти к шопингу. Ведь оно стоит в одном ряду с алкоголизмом и пищеголизмом. И, кстати, в старых словарях курение называлось «никотинизмом». Все это – зависимости. И шопоголизм занимает в ряду зависимостей далеко не последнее место.

— А как отличить обычную любовь к покупкам от болезненной? Есть какие-то признаки?

— Да, признаки очень четкие. Основных два: страдание и чувство вины.

Многие люди, увы, не отличают любовь к чему-то или кому-то от зависимости. И путают одно с другим. Я обычно привожу два простых примера. Первый – про мандарины. Вы любите мандарины? Наверняка. А вы будете страдать, если их в вашей больше никогда не будет? Очень и очень вряд ли. Возможно, всего лишь мимолетно расстроитесь. Но будете спокойно дальше жить без мандаринов. Это – про чистую, беспримесную любовь.

Второй пример – про воздух. Вы его любите? Наверняка, даже не думали никогда о такой формулировке. Но при этом вы от него зависите. Физически. И когда вас лишают воздуха – вы страдаете. Вот это – про чистую зависимость.

Конечно, в шопоголизме может быть немного и любви к покупкам. Но основное – зависимость. Потому что без возможности покупать вы страдаете. Кстати, говорят, что страдания шопоголика очень близки к страданиям героинового наркомана, который не может получить дозу. Близки не на физическом, но на психологическом уровне.

— То есть, физической зависимости шопинг не вызывает?

— Напрямую – не вызывает. Но опосредованно – вполне. Дело в том, что когда мы делаем покупку, у нас работают два центра: центр удовольствия и центр боли. Удовольствие от обретения новой вещи и боль от того, что надо отдать деньги за нее. А у шопоголика по ряду причин этот процесс видоизменяется, центр боли «молчит». Человек получает чистое, концентрированное удовольствие, заставляя свои дофаминовые механизмы трудиться на износ.

Дофамин, как известно, гормон удовольствия. И в организме он вырабатывается в определенных количествах. «Подстегиваемый» таким шопингом, дофаминовый механизм за один раз выдает, скажем, недельную свою норму. А потом – выработка на какое-то время прекращается. Человек попадает в так называемую «дофаминовую ямку». И вот тут, без удовольствия, наступает период страдания. Толкающего шопоголика в магазин.

— Со страданием понятно. А за что шопоголик испытывает вину? За потраченные деньги?

— Если смотреть поверхностно, то да. За потраченное. За то, что не выполнил данное себе и близким обещание больше не покупать. Но на самом деле вина гораздо более глубокая. И базируется она на концепции отрицания.

Человек живет в ложных представлениях о себе и о мире. Поясню на примере. Правда, в самом простом понимании, это описание того, что есть. Ложь – описание того, чего нет. Скажем, вам нагрубили в транспорте. Кто-то пожмет плечами и тут же забудет. Кто-то – будет неделю из-за этого переживать. Почему?

Потому что один человек исходит из правдивой концепции: в мире есть грубость и хамство. Это может не нравиться, но это есть. Мир таков. А второй исходит из ложной концепции: все должны быть вежливы друг с другом, грубить нельзя. Увы, эта концепция действительности не соответствует. И человек, нося в своей голове одно, а в жизни встречая противоположное, страдает и переживает негативные эмоции.

Так же и с шопоголиком. Он спустил кучу денег на очередную ерунду, но при этом говорит себе: я не должен тратить, я не должен покупать, это плохо, это неправильно. Но ведь он уже сделал, купил – вот правда. А человек загоняет себя в рамки неверного, ложного подхода, становится себе «абсолютным судьей», точно знающим, что хорошо и что плохо. И чувствует себя, естественно, плохим. И винит себя за это. А как избавиться от вины? Снова бежать по магазинам. Замкнутый круг в итоге.

— И как же выйти из этого замкнутого круга? К примеру, заменить удовольствие от шопинга на какое-то другое удовольствие, менее «травматичное» для психики и кошелька?

— Увы, так это не работает. Любой алкоголик, бросающий пить, знает, что избавление от зависимости предполагает, что алкоголя больше не будет. Так и каждый шопоголик понимает, что надо не покупать. А не заменять одно удовольствие другим. Другой вопрос, что для этого надо «включить» в себе взрослого, а не ребенка.

Сегодня очень активно пропагандируется любовь к себе. Вроде бы, ничего плохого в этом нет, если бы не нюанс. Любовь к себе большинство из нас воспринимает из абсолютно детской позиции: как доставление себе всяческих удовольствий. И если вдруг почему-то удовольствий нет – внутренний ребенок впадает в истерику, требует. Как это он, такой прекрасный, и без наслаждений?

Но почему-то мы забываем о том, что любовь проявляется не только в отдавании. Но и в строгости, ограничениях, лишении удовольствий, приносящих вред. Ни один любящий родитель не даст ребенку-аллергику шоколад. Потому что это для него вредно. Ребенок может надуться, не понять, но родитель-то действует так из любви. Так и наш внутренний взрослый должен ограничивать ребенка-шопоголика. Исключительно из любви и заботы. Чтобы убрать деструктивное, разрушающее, вредное удовольствие.

— Тогда какие варианты «лечения» шопоголизма? Просто сдерживать себя усилием воли? Но ведь на воле долго не продержишься?

— Воля, безусловно, понадобится. И ее, кстати, можно «качать» так же, как мы качаем мышцы в спортзале. Волевой ресурс можно и нужно увеличивать. Но, помимо воли, есть и другие инструменты, помогающие избавиться от зависимости.

Первый – переход с ложной концепции на правдивую. Принять и признать, что шопоголизм существует. Что заболеть им может каждый – и в этом нет вины. Как, к примеру, не виноват человек, заболевший гриппом. И то, что шопоголизмом заболели именно вы, – это не хорошо и не плохо. Это объективная реальность.

Второй – разделение себя и болезни. Тут важно осознать, что это не вы хотите спускать все деньги на покупки. Это не ваше желание. Это ваша болезнь толкает вас в магазин. Но она – не вы. Она существует самостоятельно. Поэтому с ней нужно и можно бороться. Не винить себя в глупости и слабоволии – это сильно подтачивает волевые ресурсы и силу духа. А осознать болезнь и вступить с ней в бой, самостоятельно или с помощью специалиста.

Третий – признание длительности процесса. Конечно, хочется верить, что избавиться от пагубной страсти удастся моментально. Как, знаете, многие алкоголики считают, что они могут бросить пить в любой момент. Но это неправда.

Избавление от любой зависимости, и от шопоголизма в том числе, процесс небыстрый и нелегкий. Как позиционная война. Когда две армии находятся в состоянии то наступления, то отступления. Так и шопоголик со своей зависимостью. Сегодня он сильнее – и деньги целы, в магазины не тянет.

Завтра он ослабел – и верх взяла болезнь. Человек снова опустошил свою карту и вернулся домой с ворохом вещей. Не стоит себя за это ругать. Вы лечитесь. У вас есть цель. Вы стараетесь. Но иногда болезнь побеждает – в моменте. Завтра победителем снова станете вы.

— Есть ли какой-то способ «профилактики» шопоголизма?

— Как правило, зависимое поведение формируется под влиянием целого ряда факторов. Поэтому общие профилактические меры назвать трудно. Но могу дать «наводку».

Буквально взрыв шополголизма начался в прошлом веке, когда появились кредитные карты. Люди практически впервые почувствовали, что такое незаработанное удовольствие. Раньше надо было потрудиться, получить живые, реальные деньги, отдать их продавцу и стать обладателем желанной вещи. В этой ситуации центр боли работал отлично. И ограничивал человека в тратах.

Маленький кусок пластика практически отключил этот важный центр. И оставил только центр удовольствия. Ограничитель таким образом сломался. И люди «ударились» в покупание. Так что, стоит пересмотреть не только свое отношение к удовольствию, но и взгляд на кредиты. В выражении «Жить по средствам» много мудрости. И шопоголиков среди приверженцев этого подхода практически не бывает.

[ad_2]

Source link

Loading

Related Post